В последнее время мы наблюдаем стремительное взаимопроникновение функций и интеграцию устройств различного типа друг в друга. Почти в любом телефоне есть камера, в фотоаппараты встраивается спутниковая навигация и Wi-Fi, появляются фотокамеры, работающие на операционной системе Android, анонсируются самые настоящие гибриды, про которые даже трудно сказать, что это в первую очередь – фотоаппарат или телефон.
Как правило, обзоры фототехники мы посвящаем зеркальным, беззеркальным и топовым компактным фотокамерам, хотя иногда отступаем от этого правила – например, традиционно перед Новым Годом делаем сравнительный тест бюджетных компактов. Вот и на этот раз решили сделать обзор в нетипичной для нашего сайта области – а именно, сравнить фотовозможности трех смартфонов: HTC One X, Nokia 808 PureView и Samsung Galaxy S III.
Надо признаться, что на этот обзор нас сподвигло появление модели Nokia 808 PureView. В камере этого смартфона используется матрица формата 1/1.2" – крупнее, чем у большинства компактных фотоаппаратов, и лишь ненамного меньше, чем у беззеркальных моделей линейки Nikon 1. Разрешение матрицы Nokia 808 составляет 41 Мп – это не только больше, чем у любого смартфона, но даже больше, чем вообще у любой серийно выпускаемой сегодня фотокамеры (если не брать в расчет совсем уж специализированных среднеформатные камеры).
Интересна также технология PureView, реализовать которую как раз и позволило большое количество элементов матрицы. Дело в том, что у камер смартфонов оптического зума нет, в них устанавливаются объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Изменение масштаба объектов производится за счет цифрового преобразования изображения. По мере того, как вы производите "зуммирование", в формировании изображения принимает участие все меньшее количество элементов матрицы, взятых из центральной ее части. Соответственно, качество изображения снижается.
У Nokia 808 оптического зума тоже нет, так что, по сути, зуммирование также цифровое. Однако, поскольку матрица имеет колоссальный запас по разрешению, при кропе не нужно растягивать имеющиеся мегапиксели – их и так достаточно. В целом получается такая схема работы – вы можете снимать в полном разрешении матрицы 38 Мп (7152х5368), но при этом зум недоступен. Если же используете разрешение 8, 5 или 3 Мп, то кратность зума составит примерно 2х, 3х и 3.5х соответственно.
Два других участника нашего теста – HTC One X и Samsung Galaxy S III – отнюдь не статисты. Это отличные смартфоны, топовые модели своих линеек. Тем интереснее будет посмотреть, дает ли технология, примененная в Nokia 808 PureView, какое-либо преимущество.
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Модель |
HTC
One X | Nokia 808 PureView |
Samsung
Galaxy S III |
Ориентировочная стоимость | 23000 руб | 24000 руб | 22000 руб |
Платформа |
Android
|
Symbian
|
Android
|
Диагональ экрана | 4.7" | 4" | 4.8" |
Разрешение экрана | 1280x720 | 640x480 | 1280x720 |
Процессор | 4 ядра, 1500 МГц | 1 ядро, 1300 МГц | 4 ядра, 1400 МГц |
Фокусное расстояние объектива | 3.03 мм | 8.02 мм | 3.7 мм |
Эквивалентное фокусное | Около 28 экв.мм | Около 28 экв.мм | Около 28 экв.мм |
Апертура | F/2.0 | F/2.4 | F/2.6 |
Зуммирование | Цифровое | PureView | Цифровое |
Диапазон ISO | Авто, Ручное 100-800 | Авто, Ручное 50-1600 | Авто, Ручное 100-800 |
Полное разрешение матрицы | 8 Мп | 41 Мп | 8 Мп |
Разрешение кадра |
3264x2448 (8 Мп)
2592х1952 (5 Мп)
2048х1536 (3 Мп) 1280х960 (1 Мп) 640х480 (0.3 Мп) |
7152х5368 (38 Мп)
3264x2448 (8 Мп)
2592х1944 (5 Мп)
2048х1536 (3 Мп)
|
3264x2448 (8 Мп)
3264х1836 (6 Мп)
2048х1536 (3 Мп)
2048х1152 (2.3 Мп)
1280х720 (0.9 Мп)
640х480 (0.3 Мп)
|
Размер файла | около 3 МБ (8 Мп) |
около 3 МБ (8 Мп)
около 13 МБ (38 Мп)
| около 3.5 МБ (8 Мп) |
Тип вспышки | Светодиодная |
Ксеноновая
| Светодиодная |
Видеосъемка | 1920x1080, до 30 кадр/сек | 1920x1080 до 30 кадр/сек | 1920x1080 до 30 кадр/сек |
Габариты (данные производителя) | 70х134х8.9 мм | 60х124х13.9 мм | 71х137х8.6 мм |
Вес | 130 г | 169 г | 133 г |
Разумеется, во всех случаях мы будем рассматривать главную камеру (тыловую), а не фронтальную, расположенную со стороны экрана.
Объективы всех трех моделей открыты, что типично для смартфонов, а потому подвержены загрязнению в несравненно большей степени, чем объективы компактных фотоаппаратов.
Объектив Nokia 808 украшает гордая надпись Carl Zeiss.
Nokia 808 PureView тяжелее, чем HTC One X и Samsung Galaxy S III, а с учетом меньших габаритов воспринимается тем более увесистой.
На виде сбоку заметно, что Nokia 808 существенно толще конкурентов – объектив сильнее выступает из корпуса, чтобы сформированное им изображение покрывало крупную матрицу.
У Nokia 808 PureView имеется аппаратная кнопка спуска затвора (на иллюстрации – в нижней части верхней грани, при съемке в обычной горизонтальной ориентации она попадает как раз под указательный палец правой руки). Эта кнопка имеет положение полунажатия, а кроме того, она может выводить смартфон из спящего режима. Две других модели включаются через Android, а Nokia 808 просыпается, да еще и сразу переходит к съемке, сразу по нажатию кнопки спуска затвора. Причем легкое полунажатие камеру не разбудит, требуется именно глубокое, достаточно плотное нажатие. Так что включение аппарата в кармане маловероятно.
Отметим еще один нюанс, который не имеет отношения к качеству снимков, отчего ему не нашлось места на других страницах обзора. А именно – Nokia 808 мучительно медленно связывается с компьютером через кабель USB. Соединение долго не открывается, потом изображения долго не находятся... В некоторых случаях связаться вообще не получалось. Впрочем, на этот случай есть варианты соединения через Bluetooth или Wi-Fi.
Два других смартфона подключались к компьютеру без проблем. Samsung Galaxy S III обозначался как устройство Samsung, а HTC One X – просто как съемный диск.
HTC ONE X
Берем HTC One X, включаем приложение "Камера". Справа видим две раздельные виртуальные кнопки, для фото и видеосъемки. Это здорово в том смысле, что вам не нужно заранее переключаться между фото и видео, вы можете сразу сделать снимок, либо начать съемку. Однако, с другой стороны, такой старт видеосъемки не очень удобен, поскольку мы не видим заранее правильного кадра с соотношением сторон 16:9, нам показывают полное разрешение матрицы с соотношением 4:3. Вы начинаете видеозапись, и только в этот момент кадр суживается до соотношения сторон 16:9. У других двух смартфонов, что мы рассматриваем, имеется переключатение между фото и видеорежимами, с одновременным переключением кадрирования.
Кроме того, в случае HTC One X иногда попадешь мимо кнопки фотосъемки, и нежданно начинается видеозапись.
Управление зуммированием и кнопкой спуска затвора – только виртуальные, на экране. Аппаратные клавиши громкости продолжают управлять громкостью системных звуков (не начинают управлять зумом, как у двух других моделей).
Буква А в левом нижнем углу экрана – это обозначение текущего режима работы.
Среди режимов съемки есть интересные возможности типа HDR и Панорамной съемки с автосклейкой. Примеры приведем позже, при сравнении камер. Пока лишь обозначаем их возможности.
Пиктограмма шестеренки (см. выше, первую иллюстрацию) – настройка параметров съемки.
Разрешение кадра можно выбирать из следующих вариантов: 8 Мп (3264х2448), 5 Мп (2592х1952), 3 Мп (2048х1536), 1 Мп (1280х960), эконом (640х480).
Есть настройка параметров изображения – контрастности, насыщенности, резкости и "экспозиции".
В правом верхнем углу экрана съемки имеется большая голубая кнопка. Она включает эффекты обработки изображения: Искажение, Виньетка (популярная ошибка, имеется в виду виньетирование, то есть затемнение углов кадра, тогда как виньетка - это полиграфический термин, украшение в виде орнамента, узора), Глубина резкости, Точки, Моно, Кантри, Под старину, Старина - теплые тона, Старина - холодные тона, Оттенки серого, Сепия, Негатив, Солярий, Постеризация, Голубой.
В просмотра мне не удалось найти отображения уменьшенных, индексных кадров, и это неудобно. Правда, в качестве компенсации, можно пролистывать изображения, обычным для сенсорных экранов образом, при этом они уменьшаются и выстраиваются в горизонтальную ленту, которая движется достаточно быстро, но это все же менее удобно, чем матрица из маленьких кадриков, где вы можете сразу увидеть нужный, без всяких пролистываний.
В режиме просмотра снимки можно кадрировать, поворачиваеть. Есть здесь и Эффекты обработки, причем не такие, как при съемке, а именно: Автоулучшение, Корица, Высокая контрастность, Сепия, Передержка, Мерцание, Сумерки, Оживленный, Теплый, Холодный, Выцветший, Старина, Античный, Пользовательский набор настроек 1.
Возможности различных преобразований и обработок изображения у HTC One X довольно широки.
Так выглядит экран при просмотре видеоролика:
NOKIA 808 PUREVIEW
У Nokia 808 PureView, в отличие от других двух смартфонов нашего теста, имеется аппаратная кнопка спуска затвора. Более того, эта кнопка имеет положение полунажатия. Не могу поручиться, что это уникальная для смартфонов ситуация, но уж, как минимум, редкая и нетипичная.
Кнопка спуска имеет еще одну важную функцию – она может включить смартфон из спящего режима. Две других модели включаются через ОС Android, то есть вам нужно выполнять некие действия. А Nokia 808 просыпается, да еще и сразу переходит к режиму съемки, при нажатии кнопки спуска затвора. Причем легкое полунажатие камеру не разбудит, требуется именно глубокое нажатие, достаточно плотное. Так что включиться в кармане аппарат, наверное, может, но это маловероятно.
Во время съемки экран Nokia 808 PureView выглядит следующим образом.
Разрешение экрана (640х480) существенно ниже, чем у двух других моделей (1280х720), хотя на практике эта разница не бросается в глаза.
Пиктограммы в столбике слева позволяют управлять параметрами. Нажимаем на значок, появляется список возможных значений – например, режимы вспышки:
Ввод экспокоррекции организован "серьезным" образом, как у хороших фотоаппаратов – шагами по 1/3 трети ступени, диапазон подстройки широк (+/– 4EV, что и для зеркалок-то редкость). Важно, что одновременно отображается живая гистогрмма, которая отрабатывает вводимые поправки. Жаль, что она видна только в момент ввода экспокоррекции, а дальше пропадает. То есть, она нам не подсказывает о самой необходимости экспокоррекции.
Дальше в вертикальном ряду (см. первый скриншот) есть три параметра, по умолчанию одинаково и несколько загадочно обозначенных буквой А.
Первый – это баланс белого, с вариантами: Солнечно, Автоматический, Облачно, Лампа накаливания, Лампа дневного света. Установки по образцу нет (как и у двух других аппаратов).
Далее идет установка чувствительности. Помимо режима Авто, имеется ручная установка. Она есть у всех троих смартфонов, но у Nokia 808 диапазон шире – ISO 50-1600, а не ISO 100-800.
Досадный недостаток – после того, как мы выстановили ISO вручную, на панели отображается ISO M (от Manual = Ручной), но конкретное значение почему-то не указывается.
Наконец, последняя функция – использование нейтрального фильтра ND. Помогает избегать пересветов, позволяет работать в более широком диапазоне освещенности, особенно актуален на ярком солнце. Есть положения Авто, Вкл и Выкл.
Вверху экрана, посередине, видим шестеренку – и обозначение текущего режима (К1 8 Мп). Нажимаем ее, открывается меню более подробных настроек.
Прежде всего, можно выбрать один из трех базовых режимов (выбор сопровождается довольно пространным пояснением):
Автоматический – он такой и есть, полностью автоматический режим.
Режимы съемки – это то, что в фотокамерах называется сюжетными программами (или режимами сцен SCN). Здесь набор таков: Пейзаж (с фиксацией фокуса на бесконечности), Автоматический, Крупный план, Портрет, Спорт, Ночной режим, Ночной портрет, Прожектор, Снег.
Наконец, Художественный режим – это не эффекты обработки, как можно подумать из его названия, а как раз основной режим (по сути, программный автомат Р), где доступны максимум настроек и параметров.
Очень удобно, что имеется три пользовательских пресета – К1, К2, К3. Для каждого из них вы можете настроить параметры независимо, а затем изменять конфигурацию простым выбором пресета.
Режим датчика "Полное разрешение" – это съемка в полном разрешении матрицы 38 Мп (7152х5368). Зум при этом не работает, что не очень удобно, да и файлы получаются довольно объемные (13 МБ), однако детализация изображения будет максимальной.
Режим PureView – фирменный режим работы матрицы, в честь которого названа и сама модель Nokia 808. Разрешение можно установить на 8, 5 и 3 Мп, при этом диапазон зуммирования будет составлять примерно 2х, 3х и 3.5х соответственно, при сохранении высокого качества изображения.
На практике режим PureView, конечно, более удобен, чем съемка в полном разрешении – именно за счет наличия зума. Пожалуй, оптимальным с точки зрения совокупного критерия "качество+зум" я бы назва 5 Мп – с учетом, конечно, позиционирования смартфона как социально значимого девайса. Для использования в интернете и даже печати снимков в бытовых целях 5 Мп – вполне достаточное разрешение. Трех мегапикселей уже маловато, а при восьми слабоват диапазон зума. С другой стороны, если вы планируете обрабатывать сделанные снимки то, конечно, нужно использовать полное разрешение 38 Мп.
Имеются два варианта "качества" (степени сжатия) файла JPEG.
Изображение можно подстраивать по параметрам – Цветовые схемы (эффекты цвета), Насыщенность, Контрастность и Резкость. Шкалы выглядят плавными, на них нет засечек, но на самом деле регулировка идет по шкале +/– 5 значений.
Зуммирование с сохранением качества – сильная сторона Nokia 808 PureView. Разработчики дополнительно подчеркнули эту особенность, разработав замечательный интерфейс для управления зумом. Вам не нужно нажимать аппаратные кнопки, или даже сенсорные. Вы просто проводите по экрану пальцем вверх-вниз, и рамка, отслеживающая ваши движения, показывает, каким будет поле кадра после зуммирования.
Это очень удобно и наглядно. В обратную сторону (от телеположения к широкому углу) получается не так элегантно (поскольку невозможно обвести рамкой более широкую зону, чем полный экран), но тут уж ничего не поделаешь.
Такой механизм управления зумом работает и при видеосъемки. Там он вдвойне хорош – не только наглядно работает на экране, но и перевод "фокусного расстояния" производится камерой плавно, от текущего положения к обозначенной вами рамке.
В режиме просмотра предоставлены достаточно богатые возможности обработки снимков.
Пиктограммы в нижней части экрана – Удалить, Отправить на Фейсбук, Обрезать. Крайняя правая кнопка (три горизонтальные полоски) открывает дополнительные возможности (Изменить, Отправить, Передать...).
По нажатию кнопки Изменить появляется такое меню:
Первый пункт (портфельчик):
Второй пункт – набор функция для изменения размеров:
Третий пункт (Плюс) открывает меню следующего уровня. в нем еще три пункта – эффекты, картинка и рамки.
Разработчики обошлись без присвоения Эффектам обработки романтических названий. Нам просто схематично показывают, какое воздействие окажет на снимок данный эффект:
Функция Картинка – это наложение изображений из небольшой библиотечки клипарта.
Накладываемые элементы можно масштабировать и перемещать по экрану.
А вот набор готовых рамок, коими вы может обрамлять изображение:
Добавляем рамку с бабочками к предыдущей картинке с сердечком. О боже...
Так выглядит экран воспроизведения видеороликов:
SAMSUNG GALAXY S III
Во время фотосъемки экран Samsung Galaxy S III выглядит примерно так:
В правом верхнем углу – переключатель режимов фото- и видеосъемки. Соответственно, кнопкой справа вы либо делаете снимок, либо управляете видеозаписью.
Замечательная особенность интерфейса Samsung Galaxy S III – возможность конфигурировать экранное меню, простым перетаскиванием помещать часто используемые параметры в столбик слева (остальные параметры остаются доступными через "шестеренку"). Это здорово. Именно здесь реализованы преимущества смартфона по сравнению с обычным фотоаппаратом – использована графика, анимация, перетаскивание объектов.
Верхняя пиктограмма в левом столбике – переключение между передней и задней камерами. Конечно, все наши тесты выполнялись с главной камерой смартфонов.
Следующая пиктограмма – режимы вспышки.
Пиктограмма, похожая на управление режимами затвора (прямоугольник) – в Galaxy S III не только управляет затвором (и включает непрерывную съемку, она же серийная), сюда же помещено переключение между другими режимами, среди которых есть HDR, Панорама с автосклейкой и т.д.
Кстати, панорамная съемка с автосклейкой у Samsung Galaxy S III работает не совсем так, как у других фотоаппаратов (и смартфонов). Вы ведете камеру, но при этом в нижней части экрана виден не только прогресс бар; вам показывают отдельные снимки, и камера склеивает их прямо у вас на глазах, полоска готовой панорамы формируется в процессе съемки.
К параметрам, не попавшим в левый столбик, доступ происходит через пиктограмму шестеренки.
Сюжетных программ довольно много.
Экспокоррекция настраивается достаточно удобным образом.
Параметры, которые вошли в левый столбик, тем не менее дублируются и в общем списке параметров (в данном примере – режимы фокусировки).
Во время съемки можно включать эффекты обработки, но набор их минимален – фактически, только Черно-белое изображение и Сепия. Вариант "Негатив" вряд ли имеет серьезный практический смысл.
Выбор значения чувствительности ISO:
У Galaxy S III регулируется степень сжатия JPEG файлов, есть целых три типа "Качества", такое бывает далеко не у всех фотоаппаратов. У Nokia 808 степени сжатия две, у НТС One X этот параметр не регулируется.
Экран в режиме просмотра:
Samsung Galaxy S III
Можно посмотреть параметры снимка, правда, лишь самые общие:
Если мы хотим отредактировать снимок, то выбираем пункт "изменить", но при этом нам предлагает загрузить фоторедактор.
Получается, что редактора, встроенного в софт приложения "Камера", у Samsung Galaxy S III не имеется. Ну, а так-то мы понимаем, конечно, что любой смартфон позволяет загружать приложения для редактирования фотографий, коих в инете масса.
Когда вы переключаете Samsung Galaxy S III в режим видеосъемки, экран выглядит так:
Кнопка записи стала красной, изображение развернулось на весь экран (с разрешением сторон 16:9, соответствующем HD-видеосъемке). Доступ к параметрам – через "шестеренку".
РАЗРЕШЕНИЕ (УЛИЦА), КАЧЕСТВО, ЗУМ
Все три смартфона, что мы тестируем (а насколько нам известно, и все другие камеры в телефонах, если не говорить об опциональных внешних насадках) оснащены объективами с фиксированным фокусным расстоянием. То есть, они не зуммируются, у них нет возможности увеличивать и уменьшать поле зрения (и видимый масштаб изображения) оптическими средствами. Фокусное расстояние объектива у всех трех смартфонов неизменно и примерно соответствует 28 мм (в обычном "пленочном" эквиваленте).
Однако разработчики понимают, что для подавляющего большинства пользователей камера, не позволяющая "приблизить" объект во время съемки, была бы слишком скучной. Поэтому нам все же дают возможность изменять масштаб – за счет цифрового преобразования изображения. По мере того, как вы производите "зуммирование", в формировании изображения принимает участие все меньшее количество элементов матрицы, взятых из центральной ее части. И здесь обнаруживается, что тот огромный запас по количеству элементов, которым обладает матрица Nokia 808 PureView, дает ей важное преимущество. С этой модели и начнем рассмотрение. Причем давайте будем писать термины "зум" и "зуммирование" без кавычек, хотя, конечно, не забывая, что это не настоящее изменение фокусного расстояние, которое обычно называется зуммированием (или, если серьезнее, трансфокацией).
Внешняя красная рамка, идущая по краю снимка – это полный кадр, на широком угле, без зуммирования. В случае, если выставлено максимальное разрешение 38 Мп, то зуммирование невозможно, вы "по-честному" используете фикс-объектив камеры и все пиксели матрицы.
Если же вы включаете меньшие разрешения (8-5-3 Мп), то по-прежнему можете снимать и на широком угле, но при этом появляются (и постепенно нарастают) возможности зуммирования. Для 8 Мп диапазон зума примерно двукратный, для 5 Мп – трехкратный, а для 3 Мп – примерно 3.5-кратный.
Поскольку численное значение зума нигде не указывается, и в EXIF всегда пишется истинное фокусное расстояние объектива, например, 8.02 мм, мы будем на следующих иллюстрациях широкоугольное положение называть "минимальным зумом", а самое сильное увеличение – "максимальным зумом". Слева приведены полные кадры, а справа – фрагменты изображения в попиксельном масштабе 1:1.
В первом случае, при 38 Мп, возможности матрицы используются полностью. Картинка, быть может, не обладает "звенящей" попиксельной резкостью, но тем не менее, это действительно изображение высокого качества и высокого разрешения.
Далее, при 8 Мп и минимальном зуме, в формировании каждого пикселя итогового изображения участвует несколько единичных элементов матрицы. Изображение получается резким, с высокой детализацией.
Увеличиваем кратность зума и доходим до максимальных 2х при 8 Мп. Увеличенный фрагмент (справа) становится удивительно похожим на первоначальный фрагмент 38-мегапиксельного изображения – и ничего удивительного, ведь мы по сути дошли до попиксельного использования элементов матрицы. Дальнейшее увеличение зума (при 5 Мп и 3 Мп) – это уже самое натуральное кадрирование, обрезка краев кадра. Эквивалентное фокусное расстояние увеличивается, объект "приближается" (слева) а попиксельный фрагмент 1:1 остается неизменным (справа).
Посмотрим теперь, как работает зуммирование у HTC One X и Samsung Galaxy S III.
Полные кадры (слева) выглядят примерно так же, как и у Nokia 808 PureView, хотя эквивалентный диапазон зума чуть шире (около 4х). Но изображение на попиксельном уровне (справа) носит совсем другой характер.
Даже при разрешении 8 Мп (которое является "родным" разрешением матрицы для HTC и Samsung) качество изображения ниже, чем у Nokia, оно более грубое, с перешарпом. А дальше, поскольку зуммирование цифровое, мы как бы рассматриваем все ту же картинку под все более сильным увеличением. Относительно небольшое количество пикселей пересчитывается, растягивается до полного разрешения 8 Мп, и качество изображения все сильнее деградирует.
В данном сравнении HTC One X и Samsung Galaxy S III проигрывают модели Nokia 808 PureView. Однако это не они снимают плохо, а Nokia снимает неожиданно хорошо. На самом деле, камеры в HTC и Nokia – одни из лучших среди смартфонов, мы пока лишь начали сравнение, так что не будем делать скоропалительных выводов.
Посмотрим еще один пример на ту же тему. Полный кадр будет выглядеть так:
Красной рамкой выделена та зона, которую мы будем увеличивать до масштаба 1:1. Опять же, начнем с Nokia 808 PureView:
Качество изображения очень хорошее при всех разрешениях. Мы уже знаем, что попиксельные фрагменты (справа, на максимальном зуме) будут выглядеть практически идентично. А вот что может на первый взгляд показаться странным, так это геометрия снимков. Посмотрите – фрагменты кадров, сделанных на минимальном зуме (иначе говоря, без зума, на широком угле), имеют наклон вертикальных линий вправо. Это неудивительно, ведь на исходном снимке наблюдается выраженный эффект сходящихся вертикалей, за счет естественной перспективы – крыши зданий находятся от нас дальше, чем их основания, и поэтому они "уходят вдаль", сходятся, как рельсы железной дороги. Однако на кадрах, сделанных при максимальном зуме (справа) наклон гораздо меньше. Но ведь цифровой зум, который мы изучаем – по сути просто кадрирование. Почему же геометрия снимка меняется?
На самом деле, противоречия нет. Левые фрагменты взяты с края снимков, из левого нижнего угла. А правые фрагменты – фактически расположены ближе к центру кадра, ведь по мере зуммирования лишние, краевые, области обрезаются, мы их вообще не видим. А ближе к центру кадра эффект сходящихся вертикалей выражен слабее.
Вернемся к нашему примеру. Посмотрим тот же фрагмент с кадров, сделанных смартфонами HTC One X и Galaxy S III:
Качество изображения у Samsung Galaxy S III примерно соответствует тому, что мы видели у Nokia 808 PureView (при 8 Мп на широком угле). У HTC One X картинка чуть похуже. Ну а зуммировать на этот раз не будем, мы уже представляем, что от этого можно ожидать.
Итак, первый вывод – качество изображения на пиксельном уровне у Nokia 808 PureView заметно выше, чем у HTC One X и Samsung Galaxy S III. Это преимущество тем заметнее, чем выше кратность зуммирования, чем сильнее вы "приближаете" объекты во время съемки.
Однако заметьте, что мы постоянно делаем оговорку "на пиксельном уровне". То есть, различия будут сказываться при большом увеличении снимков, например, при печати крупными форматами. А используют ли владельцы смартфонов свои камеры для этих целей? Скорее всего, вряд ли. В подавляющем большинстве случаев снимки, сделанные смартфонами, размещаются в интернете, а то и просто просматриваются на экране того девайса, где они были сделаны. И в этих случаях до "пиксельного уровня" мы не доходим, и несовершенства снимков на микроуровне не видим.
Взгляните на следующую иллюстрацию. Снимок сделан в середине диапазона зуммирования. Применительно к полным кадрам о микроструктуре изображения говорить не приходится, и на первый план выходят, так сказать, макропараметры снимков – правильная экспозиция, цветопередача, способность камеры передать широкий динамический диапазон (прорисовать яркие участки и глубокие тени одновременно).
Может показаться, что и здесь картинка в исполнении Nokia 808 PureView выглядит лучше всех, но не факт. На самом деле снимок сделан вечером, в закатном освещении, и пожалуй, HTC One X передал атмосферу более точно.
Посмотрим фрагменты на пресловутом попиксельном уровне. Уже без сюрпризов – Nokia лидирует. Но будете ли вы реально рассматривать снимки в таком увеличении? Отодвиньтесь от экрана метра на два – продолжаете ли вы видеть разницу?
Приведем пару снимков, сделанных в оптимальных условиях – хорошее контрастное освещение, солнечный день. По ссылкам можно скачать полные файлы.
На следующей странице обзора посмотрим, как отработают аппараты со студийными тестовыми мишенями.
РАЗРЕШЕНИЕ (СТУДИЯ), ШУМЫ, ISO
Тест разрешения выполнен с использованием специальной тестовой мишени. Такие же снимки мы делаем в обзорах фотоаппаратов, так что вы можете сравнить результаты, которые показывают смартфоны, с "настоящими" камерами. У всех трех камер использовалось разрешение 8 Мп и широкий угол без зуммирования. Снимки делались со штатива – точнее говоря, при зафиксированном, с помощью специальных зажимов, положении смартфонов.
Красными рамками обозначены участки изображения, которые далее будут приведены в увеличенном масштабе.
Двузначные числа на последующих кропах указывают количество линий (х100), приходящихся на полную высоту кадра. Например, 24 означает 2400 линии на всю высоту кадра.
На низком значении чувствительности ISO 100 камеры HTC One X и Samsung Galaxy S III показывают неплохой результат – однако разрешение снимков все же ниже, чем практически у всех современных фотоаппаратов. А вот Nokia 808 PureView выступает лучше – разрешение у нее заметно выше, причем изображение более качественное, мягкое, без перешарпа. Хотя надо отметить, что Nokia 808 иногда неожиданно сильно ошибалась в определении автобаланса белого, и тогда вместо светло-серого фона на снимках появлялся сильный желтый оттенок.
На высоких значениях чувствительности нас ждет сюрприз. Nokia и Samsung ведут себя, как и положено – с ростом ISO разрешение снижается, артефакты шумоподавления нарастают (у Nokia в меньшей степени). А вот картинка в исполнении HTC One X волшебным образом не меняется – на ISO 800 она точно такая же, как и на ISO 100. Смотрим другой фрагмент...
...та же история! Изображение HTC One X не деградирует с ростом ISO. Начинаем изучать это явление и обнаруживаем, что на самом деле смартфон HTC делает все снимки при ISO 100. Трудно поверить, но об этом говорят факты. Хотя в EXIF'ы соответствующих снимков исправно пишется ISO 100-200-400-800, остальные экспопараметры остаются неизменными. То есть, HTC и при ISO 100, и при ISO 800 делает снимок с диафрагмой F/2 и выдержкой 1/33 секунды. Значение ISO, которое мы выставляем, попросту игнорируется.
Две другие камеры работают обычным образом – например, Nokia 808 делает снимки при F/2.6 и значениях выдержки 1/18, 1/32, 1/66 и 1/136.
Проделаем эксперимент при естественном освещении. Четыре фрагмента взяты со снимков, сделанных HTC One X якобы при четырех разных ISO: 100-200-400-800. По крайней мере, так записано в EXIF. Экспопара же при этом остается практически неизменной – F/2 и 1/1500.
Вы можете найти разницу и определить, где какой фрагмент?
Мы не можем. И поэтому на всех приведенных здесь иллюстрациях на фрагментах в исполнении HTC One X значение ISO ставим в кавычки.
Далее – еще один наш традиционный тест, который делаем в обзорах фотоаппаратов. Натюрморт при искусственном освещении (лампы 4200К) и с разными значениями ISO.
Первый фрагмент:
И второй фрагмент:
Результаты ожидаемы – изображение Samsung Galaxy S III с ростом ISO деградирует "нормальным" образом, Nokia 808 PureView выступает несколько лучше, а картинка HTC One X остается неизменной, потому как этот смартфон лишь указывает высокие значения ISO, а на самом деле делает одинаковые снимки, как при ISO 100 – с экспопарой F/2 и 1/14 сек.
Еще одна иллюстрация – снимок сделан в реальных условиях при ISO 800, без вспышки.
Лидирует Nokia 808 PureView, для ISO 800 картинка просто отличная. Снимок HTC One X выглядит неплохо, однако мы уже знаем, что фактически он сделан при ISO 100, экспопара составила все те же F/2 и 1/14 сек, тогда как две другие камеры использовали "настоящее" ISO 800, при котором выдержка равнялась 1/135 и 1/122 секунды. Собственно говоря, ради возможности использовать более короткие выдержки и избегать смаза в условиях недостаточного освещения, мы и включаем более высокие значения ISO. А HTC One X нас этой возможности фактически лишает.
БЛИКИ, ББ, МАКРО, ПАНОРАМА, HDR, ВИДЕО
БЛИКИ И ПЕРЕСВЕТЫ
Проверяем, как три тестируемых смартфона справляются с пересветами – то есть, способны ли они проработать детали в самых ярких областях изображения, или же картинка в этих местах будет полностью выгорать. Делаем снимок в солнечный день, без зуммирования, в разрешении 8 Мп. Далее приводим фрагмент, выделенный красной рамкой, в попиксельном масштабе 1:1. Снимок HTC One X (см. ниже) смотрится хорошо, хотя окно, которое бликует на солнце, все же полностью выгорело – но это неудивительно, вряд ли какая-либо камера смогла бы проработать детали в настолько ярком участке. Samsung Galaxy S III отработал хуже – в первую очередь оттого, что его снимок в целом более светлый, слегка переэкспонированный, чем у HTC One X. |
Что касается Nokia 808 PureView, то хотя блик на окне у нее очень силен, детали на кресте (темные прорези) прорисовались заметно лучше, чем у двух других камер.
АВТОБАЛАНС БЕЛОГО
При солнечном освещении камеры, как правило, обеспечивают достаточно точную цветопередачу. У HTC есть тенденция к красному, а иногда возникает довольно сильный фиолетовый оттенок, причем это обычно происходит при резкой смене освещенности – например, при выходе из тени на солнце (чуть позже приведем пример). Nokia 808 PureView в целом дает менее насыщенную (иначе говоря, более реалистичную) картинку, чем две другие камеры.
Делаем два кадра при искусственном освещении лампами дневного света. Слева – снимок без вспышки, справа – со вспышкой.
По-видимому, у Nokia 808 PureView более мощная вспышка, что в данном случае сыграло не на руку. Когда вспышка сработала (справа), камера, чтобы избежать пересветов, снизила общую экспозицию, и фон за луноходом оказался затемненным. Тогда как более слабые вспышки других смартфонов внесли меньший вклад в общую освещенность сцены, и снимки получились более естественными. С точки зрения баланса белого (по совокупности со вспышкой и без) лучше всех отработал, пожалуй, Samsung Galaxy S III.
Кроме того, отметим, что Nokia 808 PureView иногда неожиданно выдает сильные ошибки в определении баланса белого. Это проявилось не здесь, а в тесте разрешения, при съемке мишеней, результаты которого мы приводили на предыдущей странице. Иногда вместо светло-серого фона на снимках Nokia 808 появлялся сильный желтый оттенок.
МАКРОСЪЕМКА
Кладем линейку, сторублевую купюру и добиваемся максимального увеличения, которое способен обеспечить каждый из смартфонов. Для Nokia 808 PureView приводим два варианта – в разрешении 8 Мп, а также 3 Мп (которая, как мы помним, по сути является кадрированием полного кадра; детализация при этом вырасти не должна, однако масштаб изображения увеличивается).
Заметим, что все три камеры в этих условиях, на границе возможностей фокусировки, подглючивают – а именно, выдают подтверждение срабатывания автофокуса, а на самом деле снимки получаются не в фокусе.
В этом тесте по критериям большего масштаба изображения и его качества признаем победителем Samsung Galaxy S III. Если у вас есть в этом сомнения – посмотрите, как прорисованы заклепки (или что это за концентрические круги?) на колесе справа.
ПАНОРАМНАЯ СЪЕМКА
Nokia 808 PureView делать панорамы не умеет. Два других смартфона снимают панорамы так, как и фотоаппараты в последнее время – вы нажимаете виртуальную кнопку и просто ведете камеру, как при видеосъемке. Дальше камера выполняет автоматическую склейку, и получаете готовую панораму.
По кликах на следующих иллюстрациях вы можете загрузить полные файлы.
HTC One X:
Разрешение 22.6 Мп (9384x2613), файл 8.8 МБ.
Разрешение 22.6 Мп (9456x2395), файл 8.8 МБ.
Угол зрения у панорам Samsung несколько шире, чем у HTC – в некоторых случаях это будет плюсом, но не обязательно.
Samsung Galaxy S III:
Разрешение 6.1 Мп (6256x976), файл 3.3 МБ.
Разрешение 6.5 Мп (6384x1024), файл 3.1 МБ.
По количественным характеристикам панорамы Samsung Galaxy S III смотрятся предпочтительнее, однако по реальному качеству изображения – все не так однозначно:
HDR
Аббревиатура HDR означает "Широкий динамический диапазон" (High Dynamic Range). Это технология съемки, которая улучшает способность камеры одновременно прорисовывать в кадре очень яркие и очень темные участки изображения.
Смартфон Nokia 808 PureView не имеет специального режима HDR. Два других участника нашего теста выполняют HDR-съемку следующим образом:
Во-первых, обратите внимание на фиолетовый оттенок, который наблюдается на снимке HTC One X, мы о таких ситуациях уже говорили. Собственно с HDR-съемкой он, по-видимому, не связан, поскольку проявляется иногда и на обычных снимках. Сама функция HDR работает неплохо – действительно, и небо прорисовалось лучше, и темные кроны деревьев. По-видимому, HTC One X выполняет "настоящую" HDR-съемку, то есть делает несколько кадров с разной экспозицией, которые затем совмещаются в один. С точки зрения передачи диапазона это хорошо, однако подвижные объекты (в данном примере – листья на ветру) могут не совместиться и на итоговом снимке будут двоиться. |
HDR же в исполнении Samsung Galaxy S III делается за одну экспозицию, поэтому у него никакого двоения подвижных объектов нет. Эффект HDR выражен менее навязчиво, и мне это нравится больше – снимок сохраняет естественность, не становится белесым, малоконтрастным, как это часто получается при HDR съемке даже серьезными зеркальными аппаратами.
ЭФФЕКТЫ ОБРАБОТКИ
Говоря о возможностях смартфонов, отметим эффекты обработки готовых снимков. Богаче всего эти возможности у HTC One X, вот пример работы лишь одного из эффектов:
Впрочем, надо признать, что для смартфонов актуальность эффектов обработки, "встроенных" в камерный софт, гораздо меньше, чем для обычных фотоаппаратов, ведь ввиду универсальности смартфонов вы можете использовать массу других, специализированных приложений для обработки снимков. Поэтому наличие эффектов "сразу в камере" здесь вряд ли стоит считать существенным плюсом.
СЕРИЙНАЯ СЪЕМКА
У HTC One X и Samsung Galaxy S III есть режимы серийной съемки (она же непрерывная). В наших тестах скорострельность оказалось на уровне около 4 кадр/сек и 10 кадр/сек соответственно. Однако честно признаемся – эти результаты, в отличие от наших обычных тестов скорострельности фотоаппаратов, очень неточны, в первую очередь из-за затрудненного контроля над выдержкой, так что к ним нужно относиться с большой долей осторожности, хотя качественное представление они дают – Samsung Galaxy S III может вести самую быструю съемку из сравниваемых моделей.
ВИДЕОСЪЕМКА
Подробно рассматривать возможности и качество видеосъемки в исполнении трех смартфонов мы не будем, однако один пример все же приведем.
HTC One X
Формат 1920х1080@23p (11-25 кадров/сек), поток 12.5 Мб/с.
Nokia 808 PureView
Формат 1920х1080@30p (30 кадров/сек), поток 20 Мб/с.
Samsung Galaxy S III
Формат 1920х1080@30p (16-36 кадров/сек), поток 17 Мб/с.
ВЫВОДЫ
Обычно в обзорах мы указываем плюсы и минусы рассматриваемых моделей относительное некоего усредненного уровня, типичного для сегодняшних аппаратов этого класса. В сравнительных же обзорах приходится несколько отходить от этого формата, поскольку в первую очередь здесь нужно сравнить модели между собой.
Все, о чем говорилось на предыдущих страницах, все характеристики и особенности, которые мы посчитали существенными, сведены в единую таблицу. Плюсы и минусы выделены цветом фона соответствующих ячеек таблицы. Красный (точнее, розовый) фон – это минусы, тут все понятно. С плюсами чуть посложнее. Например, у Nokia 808 PureView предусмотрено две степени сжатия JPEG, и это лучше, чем у HTC One X, где такой регулировки нет вовсе. Однако у Samsung Galaxy S III возможны три степени сжатия, это еще лучше. В таких ситуациях бледно-зеленым цветом мы выделяем «просто плюсы», а ярко-зеленым – «еще более сильные плюсы».
Наконец, некоторые ячейки оставлены белыми. Эти характеристики либо одинаковы у всех трех моделей, либо мы считаем их малозначимыми, или же это те различия между аппаратами, про которые сложно однозначно решить, который из вариантов считать лучшим.
Модель |
HTC
One X | Nokia 808 PureView |
Samsung
Galaxy S III |
Разрешение экрана | 1280x720 | 640x480 | 1280x720 |
Запуск из режима блокировки | Через ОС Android | Глубоким нажатием кнопки спуска затвора - сразу к съемке | Через ОС Android |
Принцип зуммирования | Цифровое | PureView | Цифровое |
Управление зумом | Программное (горизонтальная полоска на экране) |
Аппаратное
(клавиши громкости), программное (вертикальным движением, с выделением рамки будущего кадра) | Аппаратное (клавиши громкости), программное (вертикальное полоска на экране) |
Управление спуском затвора | Программное (кнопка на экране) |
Аппаратная кнопка
(с полунажатием), а также программное | Программное (кнопка на экране) |
Автоспуск | 2 и 10 секунд | Нет | 2, 5 и 10 секунд |
Штативное гнездо | Нет | Нет | Нет |
Фокусировка в зоне - касанием экрана | Есть | Есть | Есть |
Настройка отображения значков (экранного меню) | Нет | Нет | Есть |
Настройка изображения | Экспозиция, Контраст, Насыщенность, Резкость | Цветовые схемы, Насыщенность, Контрастность, Резкость | Автоконтрастность (Вкл/Выкл) |
Пресеты настроек изображения | Нет | Есть (К1, К2, К3) | Нет |
Баланс белого | Авто, Лампа накаливания, Лампа дневного света, Дневной свет, Облачно | Авто, Солнечно, Облачно, Лампа накаливания, Лампа дневного света | Авто, Дневной свет, Облачно, Лампа накаливания, Флуоресцентная лампа |
ББ по образцу | Нет | Нет | Нет |
Экспокоррекция | Есть (+- 2 EV по 1) | Есть (+-4 EV по 1/3) | Есть (+- 2 EV по 0.5) |
Живая гистограмма | Нет | Есть | Нет |
Сюжетные программы | Замедленная видеосъемка, Автовыбор, Портрет, Групповой портрет, Пейзаж, Белая доска, Крупный план, Слабое освещение | Пейзаж, Авто, Крупный план, Портрет, Спорт, Ночной режим, Ночной портрет, Прожектор, Снег | Портрет, Пейзаж, Ночь, Спорт, Помещение, Пляж/снег, Закат, Рассвет, Осенние цвета, Фейерверк, Текст, Сумерки, Подсветка |
Нейтральный фильтр ND | Нет | Есть | Нет |
Степени сжатия JPEG | Одна | Две | Три |
Скорострельность | Хорошая | Невысокая | Отличная |
Распознавание лиц | Есть | Нет | Есть |
Определение улыбки | Есть | Нет | Есть |
GEO-тэги | Есть | Нет | Есть |
Диапазон ISO |
Авто,
Ручное 100-800
|
Авто,
Ручное 50-1600
|
Авто,
Ручное 100-800
|
Эффекты во время съемки | Искажение, Виньетирование, Глубина резкости, Точки, Моно, Кантри, Под старину, Старина - теплые тона, Старина - холодные тона, Оттенки серого, Сепия, Негатив, Солярий, Постеризация, Голубой. | Нет | Негатив, Черно-Белое, Сепия |
Пост-обработка |
Большое количество эффектов обработки (см. в тексте обзора)
| Богатые возможности редактирования, в том числе эффекты обработки, а также наложение рамок и картинок | Обработок, встроенных в приложение "Камера" - нет. Требуется загрузка отдельного приложения, фоторедактора. |
Стабильность автофокусировки | Отличная | Хорошая | Отличная |
Качество снимков - на широком угле | Очень хорошее | Отличное | Очень хорошее |
Качество снимков - при сильном зуме | Плохое | Отличное | Плохое |
Цветопередача | В целом хорошая. Есть тенденция к красным тонам, изредка даже в обычных условиях солнечного дня бывают неожиданные ошибки (фиолетовый сдвиг). | На солнце - отлично. При искусственном освещении - нередки сильные ошибки. При высоких ISO - снижается цветонасыщенность. | АвтоББ работает хорошо, цветопередача чуть излишне насыщенная. |
Шумы и шумоподавление при высоких ISO | Выставленные вручную значения ISO не оказывают влияния ни на экспопараметры (диафрагму/выдержку), ни на характер изображения. Видимо, на самом деле чувствительность ISO не регулируется. | Качество изображение на высоких ISO остается довольно высоким. | Качество изображения на высоких ISO снижается, что типично для цифровых фотокамер с небольшой матрицей. |
Макросъемка - масштаб | Средне | Хуже | Лидер |
Макросъемка - качество | Средне | Хуже | Лидер |
Режим HDR | Есть | Нет | Есть |
Панорамная съемка с автосклейкой | Есть | Нет | Есть |
Связь с компьютером по USB | Без проблем | Медленная и нестабильная | Без проблем |
ВИДЕОСЪЕМКА: | |||
Разрешение | 1920x1080 | 1920x1080 | 1920x1080 |
Количество кадров/сек | до 30 кадр/сек | стабильно 30 кадр/сек | до 30 кадр/сек |
Звук | Стерео 128 Кб/с | Стерео 128 Кб/с | Стерео 128 Кб/с |
Качество звука и разделение стереоканалов | Плохое | Отличное | Хорошее |
Зум при видео | Есть (дергается, не плавный) | Есть (несколько более плавный, за счет технологии PureView) | Есть (дергается, не плавный) |
Непрерывный АФ при видео | Есть | Есть (отключаемый) | Есть |
Стабилизатор при видео | Есть | Есть | Есть |
Фокусировка по касанию экрана | Есть | Есть | Есть |
Замедленная видеосъемка | Есть | Нет | Нет |
Качество изображения - широкий угол | Хорошее | Хорошее | Хорошее |
Качество изображения - при зуммировании | Снижается | Хорошее | Снижается |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | Хорошо | Великолепно | Отлично |
Хотя все три участника нашего теста не являются специализированными аппаратами для фотосъемки, с теми задачами, которые на них возложены, они способны справляться блестяще – служить записной фотокнижкой, камерой на каждый день, фотоаппаратом, который всегда с тобой, и так далее. Все они могут делать отличные снимки (как минимум, на уровне хороших компактных фотокамер), качества которых с лихвой хватит для публикации в интернете или для печати небольшими форматами.
Снимая HTC One X или Samsung Galaxy S III, вы столкнетесь с некоторыми ограничениями. Прежде всего, желательно, чтобы условия съемки были оптимальными, освещение достаточно ярким. А главное, что зуммирование в этих аппаратах, как и во всех "обычных" смартфонах, выполняется цифровым способом – если вы приближаете объект, качество картинки существенно падает.
Технология, использованная в Nokia 808 PureView, пока что уникальна. В этой камере установлена крупная матрица рекордно высокого разрешения 41 Мп, что позволяет не только получать высокодетализированные снимки на широком угле, но и выполнять цифровое зуммирование без потери качества изображения.
Идея очень интересная, результаты действительно впечатляют. Весьма вероятно, что и другие производители будут применять аналогичные принципы в своих смартфонах. А значит, мы стоим на пороге нового этапа в развитии мобильных, цифровых, телефонных, фотографических – да каких угодно технологий.
В качестве "камеры, встроенной в смартфон", Nokia 808 заслуживает самой высокой оценки. Однако как фотоаппарат – все же нет. По многим принципиальным моментам (скорость автофокуса, удобство хвата и работы в целом, кратность зума) Nokia 808 уступает хорошей фотокамере. Поэтому с точки зрения нашего сайта, пожалуй, справедливой оценкой достоинств Nokia 808 PureView будет Серебро – а также, конечно, награда за Лучшую инновацию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий